По подсчётам Льва Николаевича он провёл в седле 7 лет. С самого детства и до 82 лет Толстой находил особое наслаждение в долгих прогулках верхом, как правило, в окрестностях Ясной Поляны. Современники замечали, что даже в старости, «взбираясь на лошадь, он распрямлял спину, становился как будто стройнее и моложе».
Лев Толстой относился к лошадям особенно. Они были для него воплощением не только силы и разумности, но и символом всего живого и природного. Он часто противопоставлял лошадь поезду, который, в свою очередь, являлся символом механического, неживого начала. «Во времена Толстого поезд был знаком начала технического прогресса, новой «железной», ускоренной жизни,.. теснившей жизнь патриархальную, усадебную, ту, певцом которой и был Лев Толстой».
Поезд играет свою зловещую роль не только в романе «Анна Каренина», но и в других произведениях Толстого, где «железный конь» драматически врывается в жизни героев.
В жизни самого Толстого также был довольно серьёзный случай, который его племянница Варя описала в своих дневниках. К счастью, всё обошлось, но остался страх перед железной громадой, несущейся на большой скорости и сметающей всё на своём пути.
В ноябре 1910 года, навсегда покинув свой дом, Толстой простудился в поезде, поскольку всю дорогу предпочитал ехать на открытой площадке, а не в душном прокуренном вагоне.
«Умирая на железнодорожной станции, он слышал гудки и шум поездов – голоса надвигающихся «железных» перемен. А живой мир лошадей, собак, задиристых петухов, бабочек, пеших прогулок... – мир, в котором можно было найти силы для огромного романа-эпопеи, – этот мир умер вместе с Толстым на маленькой станции Астапово»...
Лошадь как воплощение живой чистой природы – это 2. Железный поезд как результат научной мысли и технического прогресса – это 3. Сознание, переживающее смыслы того и другого в попытке найти своё место в этих явлениях – 4.
Можно подумать, что Толстой оказался жертвой мира «железных» перемен, но разве не он осмыслил эти метафоры и гениально раскрыл их в своих произведениях? Правда в том, что живой мир, «задиристых петухов, бабочек, пеших прогулок», не умер. Он остался, запечатлённый в рассказах и романах писателя. Он остался не только в Ясной Поляне, пространство которой до сих пор напитано духом Толстого, но также и в любом другом уголке природы, где наше сознание способно воспринять изначальный смысл первичного.
Больше века прошло со времени ухода Толстого, технический прогресс шагнул так далеко, что нам уже трудно отделить живых лошадей от железных коней, исконное от искусственного. Но тем и интересней задача объять сознанием смыслы того и другого и в этом невероятном смешении найти себя как целостного человека, интегрирующего силой сознания качества нового мира, в котором мы оказались.
________________
В рассказе использованы цитаты из книги Дарьи Еремеевой «Граф Лев Толстой. Как шутил, кого любил, чем восхищался и что осуждал яснополянский гений». Очень рекомендую эту книгу тем, кто интересуется жизнью и творчеством Толстого.
Комментариев нет:
Отправить комментарий